Свои 5 копеек
Вам непонятен наш язык? Теперь есть онлайн переводчик!
Это событие произошло в Греческой (Византийской) империи в X веке, в правление императора Льва Философа. Византия тогда процветала, славясь благосостоянием и культурой своих жителей. Но постоянная опасность грозила с востока, от находившихся там мусульманских государств, жителей которых было принято называть сарацинами. И вот в 910 году огромное сарацинское войско, во много раз превосходившее греческое, вторглось в пределы империи и обложило Константинополь. Как всегда в трудных случаях было решено прибегнуть, прежде всего, в Божией помощи. В ночь на воскресенье 14 октября (по новому стилю) множество народу собралось во Влахернском храме Константинополя, где хранилась великая святыня – Риза Божией Матери. Тогда название «Всенощное бдение» соответствовало действительности: служба шла всю ночь с субботы на воскресенье. В храме присутствовали император Лев с супругой, вся константинопольская знать и, конечно, простой народ. Все горячо молились об избавлении от вражеской напасти. На службу пришел и известный константинопольский юродивый Андрей со своим учеником Епифанием.

Андрей происходил из славян, и когда-то был рабом некоего Феогноста, телохранителя императора Льва Великого. Хозяин любил Андрея, хорошо с ним обращался и даже дал образование. Но Андрея более всего привлекал храм Божий: он часто посещал церковные службы, изучал священное писание и читал жития святых. Однажды Андрею приснился сон, в котором он увидел, как сражаются два войска: в одном были благолепные мужи в светлых одеждах, в другом – страшные, черные бесы. Светлые мужи побеждали, и на их стороне явился Ангел Божий, держащий сияющие венцы. «Это не украшения земные, - сказал Ангел Андрею, а награды небесные, которыми Господь венчает Своих воинов. Иди же и ты на добрый подвиг, приими страдания ради Господа, и будешь увенчан во Царствии Его».
Проснувшись, Андрей понял, что нужно покончить со спокойной, сытой жизнью в доме своего хозяина. И он принял на себя подвиг юродства – притворился безумным. Хозяин, жалея Андрея, поместил его в специальное заведение для душевнобольных при храме св. Анастасии. Там Андрею во сне явилась мученица Анастасия и благословила его на продолжение подвига юродства. После этого Андрей стал юродствовать до такой степени, что его признали безнадежным и прогнали из храма. Андрей стал скитаться по улицам Константинополя, грязный, оборванный и голодный. Люди сторонились его, многие смеялись над ним и даже избивали. Когда Андрею кидали монетки, он тут же отдавал их другим нищим, но даже они брезговали принимать от юродивого подаяние. Андрей все переносил кротко и молился за обижающих его. За терпение и смирение Господь одарил Андрея даром прозорливости. Вскоре люди все чаще стали прибегать к нему в различных житейских обстояниях, и многих он спас своими советами.
Когда же Андрей беседовал со своим духовником Никифором, пресвитером храма св. Софии, он снимал маску юродства, и тогда открывались его необыкновенная мудрость и духовная красота. Один раз беседу Андрея с духовником услышал юноша из богатой семьи по имени Епифаний. Мудрость и прозорливость Андрея так поразили его, что он покинул богатый дом и стал учеником юродивого. Много полезного услышал Епифаний от своего духовного учителя, а однажды Андрей предсказал ему, что в будущем Епифаний станет архиереем и знаменитым проповедником. Так и случилось.
Господь благоволил к Своему слуге. Однажды св. Андрей был вознесен живым в Царствие Небесное и там удостоился видеть самого Господа Иисуса Христа и многих святых. Андрей огорчился было, что не увидел Пресвтую Богородицу, но ему сказали, что она все время на Земле, помогает страждущим, и что Андрей еще увидит Ее в храме Божием.
И это небесное предречение исполнилось, когда Андрей и Епифаний вместе со всеми молились во Влахернском храме.

Вдруг Андрей увидел, как купол храма будто бы раскрылся и в небесах он узрел Пречистую Матерь Божию, стоящую пред престолом, на котором восседал сам Господь Иисус Христос. Богоматерь окружали все святые: апостолы, пророки, мученики и праведные. И вот Пречистая, опустившись на колени, стала молить Своего Сына о милости к несчастным людям, находящимся в страшной беде, и обо всем остальном грешном мире. С плеч своих сняла Она честной омофор и простерла над стоящими в храме людьми, как бы прикрывая их от гнева Божиего.
Андрей не поверил своим глазам. Обратившись к Епифанию, он спросил: «Видиши ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» - «Вижу, отче, и ужасаюся», - отвечал Епифаний. Вдруг по церкви прошел шум – все больше людей начинало видеть чудесное явление. Затем все исчезло. Ободренные виденным, люди стали особо горячо молиться, веря, что Заступница избавит их от беды. Весть о чудесном явлении Богоматери разнеслась по всему городу, и когда греческие войска вступили в сражение с превосходящим их во много раз противником, они сражались с таким воодушелением, что разбили врага и изгнали его из пределов отечества.
Удивительно, что Греческой церковью это событие не отмечается, но зато в России уже в XII веке князем Андреем Боголюбским было установлено празднование Покрова Пресвятой богородицы. Этот праздник стал одним из любимейших и почитаемых на Руси. В честь него построены знаменитые русские храмы:

в 1165 году – храм Покрова на реке Нерль, возле Владимира (Покрова на Нерли). В 1552 году, как раз в день Покрова, войска царя Иоанна Грозного взяли Казань. В честь этого события на Красной площади в Москве

был воздвигнут Покровский Собор (более известный, как собор Василия Блаженного, по одному из приделов, названному в честь знаменитого московского юродивого). Известны также в Москве Покровские храмы

в Филях

и на Лыщиковой Горе, и многие другие. Это только в Москве, а сколько их по всей России!
Праздник Покрова отнесен Церковью к числу великих. Это не двунадесятый праздник, но, тем не менее, очень значимый. На другой день после Покрова празднуют святому блаженному Андрею юродивому (скончался в 936 году).
Покров всегда имел особое значение для русских людей, поскольку совпадал с окончанием сельскохозяйственного года. В день Покрова Пресвятой Богородицы православные люди на Руси шли всегда в храмы всеми семьями, чтобы в молитве испросить милости и заступления Божией Матери. К этому празднику уже был собран весь урожай и сделаны заготовки на зиму. «На Покров – последний сбор плодов», - говорила пословица. Скот уже не выгоняли на пастбища, а держали в хлевах и переводили на зимний корм. Начиналось так называемое зазимье. Ряд народных примет, связанных с Покровом, позволяли судить о том, какой будет зима: «Отлет журавлей до Покрова – на раннюю и холодную зиму», «На Покров ветер с востока – зима холодная»; «На Покров до обеда осень – после обеда зима»; «Не покрыл Покров землю снегом, не покроет и Рождество»; также пословицы говорят о пограничном характере погоды в этот день: «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима»; «Покров кроет землю, то листом, то снегом».

К Покрову в нашем климате обычно появляется первый снег, поэтому этот день считается еще и первым напоминанием о грядущих зимних холодах. В русских деревнях на Покров пекли блинцы (тонкие блины), это называлось «запекать углы» (чтобы тепло не выдувало).
Но главное, чем славился Покров на Руси – это было время свадеб, чему способствовало и окончание летней страды, и относительный достаток и покой после уборки урожая. Покрывало Пресвятой Богородицы и покрывало белого снега, ложащееся на землю, ассоциировались в народном сознании с покрывалом невесты – фатой, а также с обязательностью покрывания головы у замужних женщин.

Если девицы могли даже в церковь заходить с непокрытой головой, то для замужней «простоволосость» считалась неприличной. Девушки старались в этот день обязательно поставить свечу в церкви и помолиться о послании удачного супружества. «Покров хорошо проведешь – дружка милого найдешь».

Уже холодно да и грязно было водить хороводы на улице, поэтому молодежь собиралась на посиделки у кого-нибудь в доме, где девушки занимались рукоделием под пение песен и духовных кантов, а парни присматривали себе невесту и начинали ухаживать – угощать лакомствами, дарить простенькие подарки – это называлось «женихаться».
«Если миленький колечко
Подарит в Покров, любя,
Должно знать мое сердечко:
Полюбилась ему я».
(Балов А.В. 1901.)

А уже сговоренные пары шли к венцу. Даже в Акафисте Покрову Пресвятой Богородицы есть слова: «Радуйся, всежеланное совершение благих супружеств», - сама Матерь Божия благословляет в это время вступающих в брак. Связь праздника Покров и свадебного периода отражена во многих русских пословицах: «Придет Покров – девке голову прикроет», «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком», «Бел снег землю прикрывает, не меня ль, молоду, замуж снаряжает?», «Покров – Пресвятая Богородица, - покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником», «Мать-Покров, покрой мать сыру землю и меня молоду». Верили, что если на Покров выпадет снег, то будет много свадеб.

На Покров также во многих местах происходили ярмарки, славящиеся своим изобилием: ведь только что были собраны плоды земные. В Акафисте Покрову Пресвятой Богородицы поется: «Радуйся, чистых руками и сердцем земледельцев благословенными плодами венчающая; Радуйся, помоще и праведное мздовоздояние всем право куплю деющим» (то есть помогающая всем, торгующим честно). И опять соответствующие пословицы: «Приспей, товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке»; «Подожди до Покрова: весь долг выплачу». И множество других народных примет, поверий и обычаев связано с праздником Покрова.
Но есть еще один святой, память которого совершается именно в день Покрова. Скромный и неприметный в земной жизни, он был одним из избранных любимцев Божией Матери, удостоившей его Своего явления и благодатной помощи, и его тезоименитый день теряется в ярком праздновании Покрова – едва ли на всенощной в каноне прочтут ему несколько тропарей. Обычно празднуется он на следующий день или на следующей за Покровом неделе, да и то – «елико восхощет настоятель», а так – только если храм или придел во его имя.

Я говорю о святом преподобном Романе Сладкопевце, покровителе церковных певцов.
«Сладкопевец» - это его прозвище, а так известно лишь его имя, Роман. Он родился в середине V века в сирийском городе Емесе в греческой семье. С детства преданный церкви, любящий всем сердцем церковную службу, он стал диаконом Воскресенского храма в городе Бейруте. Как-то раз он побывал на богослужении в храме Святой Софии в Константинополе, и был настолько покорен пением тамошнего хора, что упросил принять его на любых условиях. Патриарх Евфимий пожалел юношу и взял его клириком (певцом). К сожалению, у Романа не оказалось ни красивого голоса, ни музыкального слуха. Однако он усердно помогал, чем мог, на богослужениях. Патриарх полюбил смиренного, добродетельного клирика и назначил ему такую же плату, как и другим певцам хора.
Это не могло вызвать ревность и зависть остальных. На предрождественском богослужении певцы вытолкнули Романа на амвон, когда нужно было петь ектенью. Храм был переполнен народом, служил сам патриарх и присутствовал император. Смущенный и напуганный, Роман едва мог что-то молвить невнятным, дрожащим голосом и, конечно, всенародно осрамился.
Придя к себе после службы, Роман, совершенно подавленный, долго молился и плакал перед иконой Богоматери. И случилось чудо – Богоматерь явилась ему, подала бумажный свиток и велела съесть. Затем сказала, что когда во время празднования Рождества Христова клирики будут с амвона петь сочиненные ими рождественские кондаки (такой обычай был тогда), Роман тоже должен выйти и спеть свой кондак. Видение исчезло, а Роман вдруг обнаружил, что у него появился прекрасный, мелодичный голос и одновременно поэтический дар. В порыве вдохновения он тут же сочинил свой знаменитый рождественский кондак: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и Земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча Младо Превечный Бог».
На следующий день, придя в храм ко всенощной под Рождество Христово, Роман настоял, чтобы ему разрешили спеть на амвоне сочиненный им кондак. Когда он прекрасным, чистым голосом запел: «Дева днесь…», все застыли в изумлении. Император, патриарх и весь народ были в полном восторге, и даже ранее враждовавшие Роману певцы попросили у него прощения и признали его первенство. С тех пор Роман сочинил множество дивных песнопений и украшал богослужения своим чудесным голосом. За это народ прозвал его Сладкопевцем. Роман обучил много константинопольских певцов и занял почетное место среди знаменитых церковных гимнографов. Он написал более тысячи песнопений, посвященных различным церковным праздникам. Но особенно удавались ему песнопения, посвященные Богоматери. В особенности прославился его Акафист Благовещению Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого Поста. С тех пор все акафисты составлялись по образцу этого.
Роман Сладкопевец скончался в 556 году.
Существует несколько типов икон Покрова. Изображается либо многофигурная композиция, показывающая чудо во Влахернском храме, либо фигура одной Богоматери – в полный рост или по пояс, держащая омофор распростертым над миром.


Что же такое «омофор»? Это слово происходит от двух греческих: «омос» - плечо, и «форос» - нести, то есть «носимый на плечах». Омофор – часть богослужебного архиерейского облачения. Это широкая лента с изображениями крестов. Различают великий и малый омофоры:

великий – более длинный, он огибает шею и спускается одним концом на грудь, а другим – на спину;

малый омофор короче, он спускается обеими концами на грудь и зашивается либо скрепляется пуговицами.
Омофор надевается поверх саккоса (основного одеяния) и символизирует заблудшую овцу, найденную добрым пастырем и несомую им на плечах, то есть спасение Иисусом Христом человеческого рода.

А облачённый в него епископ изображает собой Христа Доброго Пастыря, который несет заблудшую овцу на плечах в дом Отца Небесного. Также омофор изображает благодатные дарования архиерея как священнослужителя, поэтому без омофора, как и без епитрахили, архиерей не может священнодействовать. Архиерей совершает все богослужения в великом омофоре, кроме литургии, совершаемой в малом омофоре.
Может возникнуть вопрос: архиерей ведь всегда мужчина, как же у Богоматери оказалась часть чисто мужского облачения? Дело в том, что Богоматерь – не просто женщина, но Царица Небесная, превысшая всех не только архиереев, но и Сил Небесных: «Честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим». Она часто в церковных песнопениях именуется «Всемощный Архиерей», и на иконах иногда изображается в архиерейском облачении,

например на иконе «Игумения святой горы Афонской», где Богоматерь изображена в архиерейской мантии.

На многофигурной композиции мы видим и императора с супругой, и святого юродивого Андрея с учеником Епифанием, и в разверзшемся куполе – сидящего на престоле Иисуса и стоящую перед Ним Богоматерь в окружении всех святых. А в центре, на амвоне, изображен Роман Сладкопевец, держащий свиток с кондаком Покрову: «Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо молится Богу; Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога». Этот кондак, хотя и был написан несколько веков спустя после кончины Сладкопевца, но составлен по образцу его Рождественского кондака «Дева днесь пресущественнаго раждает…», то есть иконописец хочет сказать нам, что создатель Покровского кондака был вдохновлен Сладкопевцем. Такое изображение Покрова, с фигурой Романа Сладкопевца в центре, называют иногда «Певческий Покров», поскольку Сладкопевец – небесный покровитель церковных певцов.

Иногда фигура Романа пишется настолько крупно, что как бы затмевает все остальное. Тем не менее, это тоже – икона Покрова.